Глаза ротоногих ракообразных могут подсказать новую DVD-технологию
26.10.2009 04:00

Глаза ротоногих ракообразных могут подсказать новую DVD-технологию

Удивительные глаза гигантских раков-богомолов, обитающих в районе Большого Барьерного рифа, могут, как считают британские ученые, стать ключом к разработке нового типа DVD-плееров.

Ротоногие ракообразные (Stomatopoda) располагают самым сложным глазом в животном мире. Они различают 12 основных цветов — в четыре раза больше, чем люди, а также различные виды световой поляризации, то есть направление колебаний световой волны. Зачем им это, наука пока не знает. Есть предположения, что это как-то связано с едой и сексом.

Сотрудники Бристольского университета разработали модель глаза рака-богомола и продемонстрировали, как его светочувствительные клетки вращаются относительно плоскости поляризации света. В современных DVD- и CD-плеерах происходит нечто подобное, но эти гаджеты работают только с одним цветом, тогда как глаз ракообразного воспринимает практически весь видимый спектр — от ультрафиолетовой границы до инфракрасной.

По мнению ученых, структуру глаза рака-богомола, где клеточные мембраны свернуты в трубки, можно воспроизвести с помощью жидких кристаллов. Нетрудно догадаться, что тем самым плеер сможет работать с куда бóльшим объемом информации, чем нынешние устройства.

Выводы исследователей опубликованы в журнале Nature Photonics.

На фото: глаза ротоногого Odontodactylus scyllarus (фото Джона Хансона).

Дмитрий Целиков